Важная информация для мам и пап, бабушек и дедушек.

Тест "Кто думает левым?"

Два полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие – за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу. Так что вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции – ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ – проявился у вас. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «л».
Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.
Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции  левый.
Приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.
Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте. А сейчас обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье – указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое – на решительность или нерешительность характера.
А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

ПППП
Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

ПППл
Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.
ППлП
Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

ППлл
Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.
Высокая контактность, но медленное привыкание.

ПлПП
Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины».
Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «влоб», у них преобладает расчет, терпимость, «вязкость», замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

ПлПл
Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость.
Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

ПллП
Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения.
Чаще встречается у женщин.

Пллл
Непостоянный и независимый характер, основная черта – аналитичность. Встречается редко.
лППП
Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям.
Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т. п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

лППл
Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность.
Требует особо тщательного отношения к себе – тип «маленькой королевы».

лПлП
Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных целях.
Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.
Такие люди не любят инфантильности.

лПлл
Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.
Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

ллПП
Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ллПл
Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).
лллП
Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные «тормозные механизмы».
лллл
Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость.
Способность ослепительно улыбаться.



Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
  • Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
  • При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
  • Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
  • Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть, безусловно выделено, освобождено место для занятий.
  • Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.

  • Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. (Можно сделать физминутку).
  • Работа должна идти в хорошем темпе – не более 1 часа во втором классе.
   Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

4 важные заповеди мудрого воспитателя. 


Уважаемые родители! Ребенка нужно не просто лю­бить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем лич­ность! Не забывайте также о том, что вос­питание - процесс «долгоигра­ющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не приходит­ся. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ва­ших ожиданий, не расстраивайтесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы ситуация со временем из­менилась.



1.     Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася кле­ит бумажные кораблики, «се­чет» в математике и т. д. На­верняка найдется хоть одно дело, с которым он справляет­ся лучше других. Так похвали­те его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2.     Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как про­сто информацию. Ведь вас са­мих сообщение о том, что пре­зидент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не пере­полняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Ми­шенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в при­сутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться не­чем - лучше все равно что - нибудь скажите. Например: «А мой Петька прыгать дальше всех умеет». И пусть все смот­рят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!     

3.     Перестаньте шантажи­ровать.
Навсегда исключите из сво­его словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это, уважаемые родители, на языке уголовного кодекса на­зывается «шантаж». Самая нечестная из всех попыток ус­тыдить. И самая неэффектив­ная. Знаете, что отвечают на подобные фразы  99  процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

4.     Избегайте свидетелей.
Если действительно возни­кает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и ре­шительно увести его с места происшествия. Чувство соб­ственного достоинства прису­ще не только взрослым - по­этому очень важно, чтобы раз­говор состоялся без свидете­лей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не по­зволяющего совершать небла­говидные поступки.
   Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.

Умение читать - что это такое и почему это важно?

Одна из самых серьезных идеологических ловушек, в которых находится современная школа, заключается в уверенности, что главная миссия и задача школы - «давать знания», а задача ученика – «получать знания». Но если это правда, то чтение – это анахронизм. Поскольку чем больше развиваются всякого рода аудио, видео и интернет  технологии,  тем меньше нужна книга как «источник знаний» и чтение как инструмент  «добывания знаний».
Однако  великая тайна чтения заключается как раз  в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение – это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста.  Чтение – это  процесс  авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний. 
В сущности говоря,  умение читать  (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) – это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного.  Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать – т.е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат.  Искусство чтения – это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста.  Автор не общается с читателем напрямую.  Автор общается с читателем посредством текста.   А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.
Зачем читать, если новейшие технологии позволят получать любые   знания, любую информацию, не прикладывая специальных читательских усилий?  И это еще один  принципиальный вызов, который эпоха новых  информационных технологий  бросает школе. Вызов, который заставляет заново всмотреться в смысл и суть читательства. 
Существует шесть основных пунктов, по которым  очерчивается умение читать как базовый культурный навык, составляющий фундамент образованного человека.  Нет этого фундамента  - бессмысленно говорить об образовании. Без умения читать образование превращается в огромное имитационное пространство, на которое каждый  взрослеющий человек тратит немыслимое количество часов своего драгоценного времени, и есть серьезные основания полагать, что в итоге для огромного количества людей прожитое ими  «время образования» оказывается реально потерянным временем. Временем, вычеркнутым из жизни. Ровно потому, что они так и не научились читать. 
1. Умение читать – это желание читать. И это есть альфа и омега чтения. Если у ребенка нет желания читать – значит, он не умеет читать. Значит, то  «чтение», которому его научили -  это имитационное чтение. Человек читающий – это человек, в котором каким-то образом оказался зажжен «огонь чтения». Это человек, в котором сформирован читательский драйв.Подлинное чтение  - это когда ребенка нельзя «оттащить за уши» от читаемой книги.если мы хотим научиться искусству учить читать, мы должны разгадать тайну возникновения этой читательской жажды.  И научиться создавать условия для того, чтобы эта жажда возникала.
Кстати говоря: важнейший, ключевой показатель образованности  - это именно сформированность в человеке образовательной  жажды. И, в частности, читательской жажды.   Не количество прочитанных книг и усвоенной информации измеряет уровень образованности, а сам факт наличия образовательной  жажды и острота этой жажды. При том жажды  в разных образовательных областях. Следовательно, важнейшая задача, которую  школа должна ставить перед собой,  это вовсе не задача «давать знания», а задача формировать в ребенке максимально разветвленную и максимально сложную  систему образовательных потребностей, образовательных жажд.  Если в результате школьного знакомства с миром художественной литературы у ребенка усиливается и усложняется желание  читать эту художественную литературу – значит, школа выполнила свою главную миссию. Если же в результате знакомства с теми или иными художественными текстами у ребенка не возникает ничего, кроме отторжения этих текстов, это означает, что школа не решила главную свою задачу. 
2. Умение читать – это  искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинками своего воображения. Важнейшая задача при научении чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками,  а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок. Научить ребенка быть волшебником, который может представить живую картинку любого читаемого текста, и степень подробности этой картинки будет зависеть только от силы вообразительного волшебства. это невероятно эффективный способ запуска в детях потребности читать. 
Чтение начинается не с умения складывать буквы в слова, а с умения порождать собственные образы в процессе встречи с теми или иными словами и фразами.  Ну, а уже   в процессе развития читателя к искусству порождать в процессе чтения  собственные образы добавляется искусство порождать    собственные чувства,  собственные мысли и смыслы,  а так же собственные интерпретации.  А все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я  в читаемом тексте как  подлинный  фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».
 3. Умение читать – это искусство   СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом.   Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое,  он произвольно меняет темп и скорость  чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через   предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются.   По сути дела читающий человек ИГРАЕТ  с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк. И при этом не чувствует за своим плечом надзирающего ока взрослого, который контролирует его процесс чтения. Стоит ввести внешний контроль (за скоростью чтения, за порядком чтения и т.п.), как исчезнет важнейшая составляющая увлеченного чтения – способность играть с текстом, способность экспериментировать с текстом, способность быть хозяином своей читательской траектории.
Право на свободную игру с читаемым текстом, право на экспериментирование с траекторией внутритекстового путешествия резко активизируют читательский азарт   даже в тех детях, которые совершенно не любят читать и читают очень плохо. Дети испытывают необыкновенную радость, когда обнаруживают,  что текст, оказывается, может быть не занудным ментором, требующим, чтобы ты двигался по какому-то заранее определенному направлению (от «начала» к «концу», ничего не пропуская), а площадкой для веселых путешествий «наперекосяк» и «вверх тормашками»,  когда ты  имеешь полное  право «прыгать» по тексту как тебе заблагорассудится. Что вовсе не надо читать текст строчка за строчкой и абзац за абзацом. Что читать можно в любом направлении и в любой последовательности. И что это может быть невероятно забавно и интересно. И невероятно стимулирующее. 
Например, начать чтение так:  зажмуриться и ткнуть пальцем в любое место и посмотреть, что тебе «выпало».  А потом в другое. А потом в третье….   А дальше  попробовать предположить на основании выпавших кусочков, о чем же будет текст.  И точно так же «потыкаться» в другие книги….  Между прочим, именно таким «методом тыка» пользуется любой взрослый, выбирая книгу в книжном магазине. Открывает ее наугад в разных местах, читает произвольные фрагменты, и на этом основании принимает решение, стоит ли эту книгу брать.  У читающего человека всегда есть чувство хозяина, а не чувство раба перед книгой. Однако когда взрослые обучают чтению детей, они обычно поступают прямо противоположным образом. Они не учат ребенка свободно прыгать по книгам и текстам, а навязывают некий жесткий сценарий чтения. Что и является одной из причин того, почему потенциально интересная книга вызывает у ребенка чувство отторжения.
4. Умение читать – это умение слышать, умение  понимать читаемый текст. Например,    умение адекватно реконструировать то, что находится «за» текстом – умение «считывать» спрятанные в тексте смысловые и художественные образы. Умение не просто кусочечно выхватывать из текста  отдельные слова и предложения или даже отдельные фрагменты и понимать их как душе заблагорассудится, а искусство чувствовать, воспринимать и дешифровывать целостную ткань текста, искусство воспринимать текст как некую целостность. Иными словами, умение читать – это  искусство быть  адекватным читателем. А, значит, обнаруживать спрятанного за текстом собеседника  - некоего  ДРУГОГО, которого, оказывается, можно понимать, и с которым можно вступать в диалог.
Процесс  понимания может быть невероятно увлекательным для ребенка.  Оказывается, невероятно интересно  замечать, как появление каких-то новых текстовых деталей вносит коррективы в ту внутреннюю  картинку, которую рисует мое воображение.  И если я вместил в свою внутреннюю картинку все детали текста – значит, я воспринял текст адекватно.
5. Умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст. Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения.  И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста  игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. И это  еще одна игра с текстом, которая  помогает стимулировать внутреннего читателя. Один и тот же сюжет может быть описан совершенно разным языком. Одна и та же сказка может быть рассказана в совершенно разной стилистике.  Оказывается, книга – это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка. Невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с  помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом.  
Важнейшим показателем  состоявшегося читателя оказывается в конечном итоге то, что он  начинает искать книги не с точки зрения сюжета или жанра, а с точки зрения художественного стиля и качественности  языка. Он начинает отличать художественно  «вкусные» книги от художественно безвкусных, он формирует в себе то, что можно назвать «художественных навигатором» или «художественным нюхом» - то, что позволяет ориентироваться в море литературы с позиций вкуса. И, кстати, сформированность такого внутреннего художественного навигатора можно рассматривать как высший результат  школьного литературного образования.  
Внутренний читатель не состоялся, а книга свелась к  «чтиву», в котором интересен только сюжет, но никак не язык и не художественное пространство. Если же у ребенка оказался сформирован вкус языка и тяга к языку, если оказалось сформировано чувство художественного стиля и тяга к художественно сложным и богатым произведениям, значит, литературное образование состоялось – не зависимо от того, сколько при этом оказалось «пройдено» авторов и сколько освоено художественных произведений.
6. Умение читать – это искусство рыться в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, искусство создавать свою персональную внутриличностную "библиотеку" как зеркало своей личности. На "стеллажах" этой внутриличностной библиотеки находятся, в первую очередь, конечно же,  книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга эти книг. Что-то, что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины…  Человек читающий – это человек, который все время занимается – зачастую неосознанно! – упорядочиванием и переупорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем  самое главное во внутриличностной библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. 
Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более  активно происходит упорядочивание и переупорядочивание этого книжного богатства, тем более живым  является это внутреннее библиотечное пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения. Несомненно одно: пространство и жизнь это внутриличностной библиотеки является важнейшим показателем образованности.   
Дорогие родители! Воспитывайте и развивайте в своих детях качества настоящего читателя!
Автор: АЛЕКСАНДР ЛОБОК. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий